Admin

Подготовка статора к перемотке

В этой теме 2 сообщения

Подготовка статора к перемотке, изготовление и укладка пазовой изоляции и катушек

[hide=]Начинают подготовку статора к перемотке с удаления обмотки. Далее пазы очищают от старой изоляции (например вручную-стальными щетками, вращаемыми электродрелью и т. д.), а также от поврежденной изоляции. Если старую изоляция снимается трудно, то статоры малых габаритов после снятия обмотки погружают в горячее трансформаторное масло, размягчающее остатки изоляции.

Статоры крупных машин очищают затем тряпками, смоченными растворителем (например, бензином). Статоры и роторы небольших машин, равно как и механические детали (щиты и т. п.), промывают в 2—3%-ном растворе каустика в воде при температуре 70—80° С. Раствор перемешивают с помощью сжатого воздуха.

После такой промывки следует промывка в горячей воде, затем сушка.

В очищенном от грязи статоре тщательно проверяют состояние стальных пакетов, производят зачистку пазов от заусенцев, подтяжку шпилек, стягивающих сердечник, и измеряют мегомметром изоляцию этих шпилек. Пазы и торцевые части сердечника и нажимных шайб окрашивают лаком. Нажимные шайбы и пазы изолируют.

Дабы облегчить последующий ремонт машины в процессе снятия, старой обмотки составляют так называимую "обмоточную записку". Она содержит следующие данные:

а) назначение и тип машины, завод-изготовитель, заводской номер;

б) число фаз, мощность, напряжение и ток, схема соединения фаз; число оборотов в минуту, число пар полюсов;

в) внутренний и наружный диаметры статорного сердечника, длина стали, включая вентиляционные каналы, число каналов, ширина канала, число пазов, размеры пазов;

г) сечение медной обмотки, марка провода, число проводов в пазу, число параллельных проводов, шаг секции (катушки) по пазам; сопротивление секции (катушки), сопротивление фазы;

д) схема соединения обмоток;

е) размеры и геометрическая форма секции (катушек), средняя длина витков, секции (катушек);

ж) изоляция секции (катушки), изоляция прямой части, сгибов, выводов, наклонной части, головки, примененный изоляционный материалу его размеры;

з) изоляция паза, размер и количество прокладок;

и) размер клиньев;

к) изоляция нажимной шайбы, обмоткодержателя и т. д.

В настоящее время основная масса электродвигателей, поступающих в ремонт, относится к единой серии А и АО общепромышленного назначения со всыпными обмотками.

Заготавливание изоляционных деталей.

К началу ремонта электродвигателя заготавливают полный комплект изоляционных деталей. Материалы, из которых изготовляют изоляционные детали, подготовляют следующим образом.

Электрокартон, поступающий обычно в больших тяжеловесных рулонах, перематывают в рулоны меньших размеров весом до 10—15 кг и просушивают в вертикальном положении в сушильной печи при температуре 90—95° в течение 1—2 ч. В горячем виде электрокартон пропитывают в льняном масле или натуральной олифе и вновь сушат в печи при указанной температуре в течение 3—4 ч.

Допускается сушка пропитанного электрокартона также и на воздухе. В этом случае время сушки в зависимости от окружающей температуры удлиняется до 24—36 ч. При сушке как в печи, так и на воздухе рулон электрокартона должен быть распущен, чтобы между отдельными слоями был зазор.

Нарезка заготовок для пазовых коробок и других деталей производится на рычажных ножницах, причем с таким расчетом, чтобы направление волокон уложенной в паз коробки совпадало бы с продольной осью электродвигателя.

Лакоткань разрезают под углом 45°, а стеклоткань — под углом 15° к оси полотна. Пазовые коробки могут быть открытыми либо закрытыми.

При открытом исполнении, где пазовая коробка не перекрывает катушку под пазовым клином, ширина заготовки одинакова для всех слоев изоляции и определяется периметром паза.

В закрытом исполнении, когда коробка перекрывает катушку под пазовым клином, ширина внутреннего слоя выполняется на 20— 30 мм больше других слоев.

Во время укладки обмотки края этих коробок выступают из пазов и предохраняют изоляцию проводов от повреждения. Это особо важно при применении проводов марок ПЭЛБО, ПЭШЛО со сравнительно хрупкой эмалевой изоляцией.

Кроме пазовых коробок, к началу ремонта подготавливают: прокладки под клин, прокладки для укладки в середине паза между сторонами катушек, междуфазные прокладки, линоксинновые трубки для изолировки мест соединения провода, изолировки внутри машинных соединений и выводных концов, а также пазовые клинья.

Междуслойные прокладки, укладываемые в паз, берутся шире паза, чтобы можно было выполнить их со скосами по краям. Размер междуфазных прокладок по длине определяется вылетом лобовых частей, а по ширине — шагом обмотки.

Пазовые клинья изготавливают из пропитанной и просушенной древесины твердых пород (бука, березы) или из текстолита. Текстолитовые клинья небольшой толщины лучше деревянных.[/hide]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Уважаемый админ,все написанное верно,но этому тексту лет около сорока...В середине 80-ых я работал обмотчиком и многое из упомянутого не применялось уже в те годы.в частности кроме серии А и АО из 50-60годов,уже существовали 4а и аир,электрокартон никто не пропитывал ни в олифе,ни тем более в льняном масле(поищите его тогда или сегодня),пользовались прессшпаном с лаковой,лавсановой или фторопластовой пленкой,электрические машины работающие в условиях повышенных температур гильзовались 3 слойным материалом - стеклоткань-слюда -лавсан,линоксиновые трубки еще иногда встречались,но больше применялись пвх и стеклоткань и клинья уже были из стекловолокна,а вообще спасибо - читал и вспоминал ,как тогда работали....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас