Долговечность работы коллекторного электродвигателя после ремонта коллектора зависит не только от балансировки якоря электродвигателя, качества щеток. давления на них пружин, но и от биения коллектора относительно базовых шеек вала якоря. Последнее является самой главной причиной быстрого выхода из строя коллектора после ремонта "умельцами". Биение коллектора на новом якоре нет вообще, так как коллектор и шейки вала изготавливаются (протачиваются на токарном станке) все за одну установку якоря. То есть налицо полная идеальная саосность всех шеек вала якоря и самого коллектора. Я не так давно столкнулся с одним таким "умельцем", бывшим обмотчиком, ныне пенсионером. Мне его рекомендовали, как опытного специалиста. Ремонтом он занимается в своем гараже, где у него целая мастерская. Есть даже настольный токарный станок, в котором он протачивает коллектор (убирает выработку). Его технология ремонта проста. После извлечения якоря из статора и снятия из него всех крыльчаток, он снова насаживает на него подшипники и ставит на станок. В патроне станка закреплен внутренний конус со стороны детали, а в пиноле задней бабки стоит вращающийся центр с аналогичным конусом. Установленный якорь зажат с 2-х сторон внутренними конусами за фаски подшипников.. Это вся центровка. Если учесть, что конусами подшипники поджаты за их фаски, которые не участвуют при изготовлении подшипников в окончательной обработке обойм подшипников после закалки, то не о какой точной центровки не может быть и речи. Без всякой проверки индикатором на биение он протачивает коллектор. Результат: коллектор бьет относительно шеек вала якоря. При работе двигателя щетки сильно искрят: на малых оборотах искрение слабое, на больших яркое пламя. Из-за того, что щетки постоянно двигаются, прикасаясь к коллектору, как к эксцентрику, нет хорошего контакта. Он ставит более тугие пружины, чтобы щетки смогли быстрее возвращаться к коллектору после отжатия их эксцентричным коллектором. Но ввиду того, что это невозможно даже с тугими пружинами (14 тысяч об/мин) между щетками и коллектором постоянный зазор. И как следствие пламя. И страшый износ коллектора и щеток. "Умелец" дает гарантию три месяца, если меняет коллектор. У меня этот коллектор вышел из строя примерно через 60 часов работы электродвигателя пылесоса фирмы Керхер (применяют такие на автомойках). Появился звук ненормальной работы, и я снял "сердце" пылесоса. В щеткодержатель вставил тонкую отвертку, прижал ею щетку и прокрутил якорь: щетка вместе с отверткой ходуном ходила взад-вперед. Тоже самое и вторая. То есть, если вначале было биение несколько сотых долей мм, то через 60 часов работы стало биение коллектора несколько десятых: появился эксцентриситет большой и огромное яркое пламя. При протачивании коллектора якорь необходимо устанавливать только на центра, проверять биение индикатором часового типа или электронным. Допустимое биение 0,002мм, то есть два микрона. При проверке индикатором со шкалой с точностью 0,01мм, стрелка должна стоять на месте. Если при установке на центра бьёт шейка вала, необходимо шабрить центра и восстанавливать обе базы на нуль индикатора. Если с одной из сторон вала нет центра, тогда эту сторону запрессовывают в спец. втулку, которая изготовлена и остается в патроне станка.. Или конец вала, который незацентрован, ставить на люнет и сделать центровое отверстие. И снова проверить шейки на биение. И только после этого можно протачивать коллектор. Гарантируется многолентняя работа электродвигателя без ремонта коллектора, при условии мягких пружин. На мойку один клиент подарил советский пылесос 1961 года выпуска Челябинский совнарком, коллектор как новый (сделал ревизию). А говорят в СССР был сплошной брак.