Перейти к содержимому
  • Насверлили: как вырастить лидера онлайн-продаж инструментов

       (0 отзывов)

    Гость

    Насверлили: как вырастить лидера онлайн-продаж инструментов
     

    Когда онлайн-магазин «ВсеИнструменты.ру» начинал бизнес на рынке товаров для дома и ремонта, эта ниша была сравнительно свободна, но сайту до сих пор удается быть №1 в этом сегменте.

    Запущенный в 2006 году сайт «ВсеИнструменты.ру» был студенческим проектом выпускников МФТИ Виктора Кузнецова и Николая Гудовских, а третий акционер, Александр Гольцов, присоединился позднее. Кузнецов интересовался онлайн-ретейлом и с детства мечтал открыть свое дело. Направление выбрали благодаря тому, что Гудовских работал в отцовской компании по продаже электроинструмента в Екатеринбурге и неплохо в нем разбирался (около трех лет назад Гудовских вышел из бизнеса, его долю выкупила компания, стоимость сделки партнеры не раскрывают).

    Молодые предприниматели самостоятельно написали сайт для магазина, а первый шуруповерт продали, общаясь с покупателем буквально из-под парты, на лекции по квантовой физике. Сами покупали товар (тогда это был только электроинструмент), хранили его в комнатах в студенческом общежитии и сами развозили по заказчикам. Самим все пришлось делать в течение первых трех лет. «Мы практически жили в офисе», — вспоминает в разговоре с журналом РБК Виктор Кузнецов, но маржинальность продаж тогда была существенно выше, чем на текущем рынке, и составляла 18–20%.

    Вдохновение искали в истории успеха обувного онлайн-ретейлера Zappos Тони Шея, книга которого «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда» долгое время даже была обязательной к прочтению сотрудниками компании. Как рассказывает Кузнецов, им хотелось перенять ценности корпоративной культуры: сидя в «Макдоналдсе» недалеко от института, предприниматели записали на салфетке главные постулаты компании — отличную работу с покупателем и драйв в команде.

    Основатели во многом действовали по наитию, и отсутствие средств на развитие помогло разобраться в каждой части бизнес-процессов, считает Кузнецов. Принимая звонки клиентов, обсуждая инструменты, их особенности и тонкости использования, компания постепенно налаживала общение с поставщиками и нарабатывала экспертизу товаров, которыми торговала.

    Помогало и то, что в интернете российский сегмент DIY [Do It Yourself, «сделай сам»], особенно в сфере продажи инструментов, был развит слабо: онлайн-магазины были у «220 вольт» и «Кувалда.ру», но крупные компании вроде «Леруа Мерлен», «Петрович» или «К-раута», которые также продают инструменты, только планировали выход в онлайн. «Они уже были богатые и сытые и не рассматривали интернет всерьез», — говорит Кузнецов. «ВсеИнструменты.ру» начала наращивать ассортимент: сначала добавила садовую и силовую технику, потом станки и так далее. И начала расширять присутствие в регионах, открывая магазины в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре. В 2011 году оборот компании составил около 3,5 млрд руб.

    Проблемы роста

    Первых инвесторов основателям удалось привлечь через сообщество выпускников МФТИ. Владельцы Банка инноваций и развития однажды рассказали приятелям, что новые проекты для инвестиций ищет Zoom Capital — компания основателей провайдера NetbyNet Вадима Курина и Грегори Беренштейна, и помогли выйти с ними на связь. С 2012 года Zoom Capital несколькими траншами вложила в проект «ВсеИнструменты.ру» в общей сложности $27 млн, получив в обмен около 40% в компании.

    В Zoom Capital не ответили на вопросы журнала РБК.

    В то же время российский DIY-рынок начал стремительно развиваться в онлайне, и, чтобы удерживать потребителей, необходимо было вкладываться в инфраструктуру, новые товарные категории, географию доставки и офлайн-точки. Ретейлер начал быстро наращивать ассортимент, и с этим одна за другой посыпались проблемы.

    Зависимость от корпоративных заказчиков иногда приносит неприятные сюрпризы. Например, перед сочинской Олимпиадой продажи компании просели — многие стройки были заморожены, рассказывает Кузнецов. Но большинство рисков удается хеджировать: несколько лет назад компания перевела все расчеты с поставщиками в рубли и покупала валютные опционы. И, по словам Кузнецова, в 2014–2017 годах не ощутила серьезных проблем из-за кризисного снижения девелоперского рынка и покупательной способности частных потребителей.

    По данным исследовательской компании «InfoLine-аналитика», тренд негативной динамики продаж на рынке DIY начался в 2015 году и изменился только к середине 2017-го. Оборот этого рынка в 2017 году составил 1,4 трлн руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1,8%, приводила данные газета «Коммерсантъ». А важной новой тенденцией, которая позитивно влияет на рынок, стал рост рынка первичного жилья с отделкой.

    Конкуренция со всеми

    По данным InfoLine, более 70% продаж «ВсеИнструменты.ру» приходится на онлайн. Компания также управляет крупными распределительными центрами в Казани, Екатеринбурге, Краснодаре и Санкт-Петербурге, площадь ее основного центра в подмосковных Котельниках — 25 тыс. кв. м. В традиционной рознице компания развивает три формата: пункты выдачи заказа (ПВЗ), небольшие магазины (50–100 кв. м) и магазины-склады (от 300 до 1000 кв. м). Основная часть розницы приходится на ПВЗ.

    По данным «РБК.Исследования рынков», с начала прошлого года до июля 2018-го компания сократила количество магазинов на 47%, до 80. «Мы стараемся действовать аккуратно. Если видим, что точка не выходит на прибыльность, закрываем ее», — объясняет Кузнецов.

    Крупнейшими по количеству точек сетями в сегменте «Электроинструмент» в 2017 году были MachineStore (70,5 тыс. кв. м торговой площади, 540 магазинов) и «220 вольт» (16,1 тыс. кв. м и 230 магазинов). Сеть MachineStore развивают независимые дилерские компании, «220 вольт» — партнеры-франчайзи.

    Сегодня у «ВсеИнструменты.ру» множество конкурентов — от специализированных онлайн-магазинов до мультипродуктовых ретейлеров вроде Leroy Merlin. Но Кузнецов уверен, что у компании еще масса возможностей как в области расширения ассортимента, так и в сервисных бизнесах.

    Компания продолжает начатый в 2015 году эксперимент с товарами под собственной торговой маркой (СТМ). Тогда она запустила две марки — Inforce и Gigant. Под этими брендами производятся ручные инструменты, стремянки, аксессуары и прочее. Как объясняет Кузнецов, компания старалась закрывать точечные позиции, не закрытые крупными производителями, но собственные марки он называет скорее имиджевым продуктом.

    Их производство находится в Китае, и если у продовольственных ретейлеров есть возможность выбирать под СТМ нескольких поставщиков с оговоренными объемами поставки, то с производителями инструментов все сложнее: китайские фабрики часто специализируются на одном виде инструмента и готовы продать небольшие партии под собственными марками, а в случае с CTM требуют заказа гигантских партий.

    Новое направление, над которым сейчас плотно работает команда, — аренда инструмента. «Клиентам это интересно. К примеру, зачем покупать генератор за 40 тыс. руб., если можно арендовать за 3–4 тыс.», — поясняет Кузнецов. Но направление требует проработки, после каждого использования технику нужно проверить на исправность и провести подготовку к передаче следующему клиенту. «Это отдельный сложный бизнес», — заключает Кузнецов.

    Подробнее на РБК:
    https://www.rbc.ru/magazine/2018/12/5bf2f1f19a7947ef5b8b9148
     



    Отзывы пользователей

    Создайте аккаунт или войдите в него для публикации отзыва

    Вы должны быть зарегистрированным пользователем для публикации отзыва

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас

    Нет отзывов для отображения.


×